вторник, 24 июня 2008 г.

110 О значении внутреннего чувства см

110 О значении внутреннего чувства см. ниже в главе о мышлении. Ill ПРОСТРАНСТВО Параллелизм в понимании пространства и времени. Особая роль пространства, как носителя звука. Взгляды на akaca и dig в упанишадах. Учение о пространстве в системах веданта, миманса, санкхья, ньяя и вайшешика. Понятие о пространстве в палийской абхидхарме. Роль пространства у Нагарджуны и буддистов идеалистического направления. При рассмотрении индийских учений о времени нам неоднократно пришлось указывать на параллелизм понимания времени и пространства. Такой параллелизм вполне понятен, он вытекает из сущности этих вопросов и встречается в западной философии точно так же, как и в философии Востока. Кто смотрит на время как на особую субстанцию, естественно будет смотреть и на пространство так же как на особую субстанцию: кто переносит течение времени из внешне го мира во внутренний и не признает существования протяженных объектов во внешнем мире, для того конечно и пространство будет иметь лишь субъективное значение. Оба эти взгляда на пространство встречаются в истории индийской философии, и их преемственность тут такая же, как и во взглядах на время. В древнейшую эпоху мы видим реалистическое, более или менее грубое понимание пространства. Затем в систематике разных философских школ устанавливается понятие про странства как особой невидимой бесконечной субстанции. Это воззрение подвергается критике буддистов, которые кончают тем, что придают пространству лишь субъективное значение. Но во время торжества в Индии реакции против буддизма мы видим возвращение к прежним реалистическим воззрениям, которые в конце концов и укрепляются там окончательно. Вопрос о пространстве осложняется в истории индийской философии особым обстоятельством, которое довольно резко отличает его от подобных вопросов в философии Запада и совершенно нарушает параллелизм с вопросом о времени. Не будучи в состоянии объяснить себе сущность звука, индийцы в очень древнюю эпоху стали предполагать существование особого эфира (акаса), всепроникающего и вечного, неизменяющегося вещества, которое является носителем звука. Производство

Комментариев нет: